Главная ХАРЬКОВ-ИНФОРМ Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 22.07.2017, 11:45
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 109

Главная » 2009 » Сентябрь » 4 » Кандидат от МВФ
Кандидат от МВФ
14:56

Кандидат от МВФ

Несмотря на свою противоречивую репутацию, Международный валютный фонд (МВФ) до последнего времени был организацией весьма уважаемой.

Я имею в виду, что мы можем долго и продуктивно спорить о методах и рецептах МВФ, но его роль в международной финансовой системе ранее под сомнение не ставилась. Да, примерно в середине 2000-х фонд ушел в тень. Бурное импортозамещение после обвала 1998 г., экономический рост в Китае и массированное потребление в западных странах могучим домкратом вытащили постоянных клиентов МВФ (в т. ч. Россию и Украину) из депрессивной ямы.

При этом Украина могла не переживать о своем внешнем долге — он был незначительным по отношению к ВВП, а Россия вообще к концу десятилетия стала страной с лучшим в Европе соотношением долг/ВВП.

Транснациональные банки (так называемые «инвестиционные») поднялись на вершину могущества, финансируя и стимулируя спрос.

МВФ образца недавнего прошлого — с его куцыми ресурсами, зарегулированной процедурой открытия кредитной линии, сомнительным опытом консультирования переходных экономик в 90-х — был уверенно отстранен.

Как фонду открывали дверь

В 2008 г., когда глобальный пузырь перегретого спроса лопнул, государства с жалобными криками побежали в МВФ. Пожарную миссию с помощью своего близнеца — Мирового банка, а в особенности — стран «Большой восьмерки» МВФ выполнил.

Потихоньку возвращается перекрестно-условное кредитование — система, в которой заемщик не может получить финансирования от других международных — государственных и частных — структур, если не выполняет требований по кредиту МВФ. Обычно эти требования состоят в снижении дефицита бюджета, максимально возможном сокращении расходов, стимулировании экспорта, стабильности национальной денежной единицы, обеспечении реалистических путей наполнения бюджета, приватизации, конкуренции и т. д.

С чем-то можно соглашаться, с чем-то — нет (хотя надо заметить, что странам-банкротам выбирать особенно не из чего).

Но в современном украинском случае все не так. Происходят в отношениях Украина—МВФ странности, которые не могут не иметь политического корня.

Итак, возвращением МВФ в Украину можно считать решение Совета директоров фонда от 5 ноября 2008 г. о начале действия программы в режиме ожидания (stand-by). Для инвесторов это был позитивный сигнал: Украину (а значит, и инвесторов в нее) в беде не оставят.

Кстати, отметим этот неординарный момент: МВФ начинает сотрудничать с национальным игроком, неспособным понять и оценить суть проблемы. Инвесторам же пытались продемонстрировать — теперь есть возможность получить независимый (вместо демагогии Юлии Владимировны) анализ состояния дел в украинской экономике, НБУ будет поддержан и украинские ценные бумаги не рухнут.

Но массовый вывоз капитала из Украины все же был осуществлен. Директивы хозяев украинских пакетов были очень четкими: быстро распродавать украинские бумаги и снижать их удельный вес в своем портфеле. Тем не менее Украина не разорилась и не объявила дефолт.

Как известно, Юлия Владимировна впоследствии обязала Нацбанк выкупать любые казначейские облигации правительства, чем во второй раз поставила Украину на грань банкротства — причем не только внешнего, но и внутреннего (выплата зарплат в госсекторе и пенсий). Так что если бы не второй транш в мае (2,8 млрд. долл.), из которого (вопреки полувековой практике МВФ) половина была направлена на финансирование дефицита бюджета, — неизвестно, как повернулось бы дело. А дальше началось то, от чего экономические реалисты могут лишь недоумевать.

На внеочередном заседании ВР 24 июля 2009 г. в целом и в третьем чтении был принят проект закона № 4630 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков».

Через четыре дня Совет директоров МВФ принимает решение о выделении третьего транша в 3,3 млрд. долл., и направляется этот транш не в НБУ, а непосредственно в бюджет.

Казалось бы, с точки зрения обывателя, что тут плохого? МВФ внезапно превратился в социалистическую организацию и помогает Украинскому государству.

С учетом смены руководства в США такое, в общем-то, можно было бы предположить: ведь США — основной вкладчик фонда. Ну решил, мол, Обама построить во всем мире социализм за деньги американских налогоплательщиков. Но что-то мешает.

Волшебная гибкость

Во-первых, МВФ не выдвинул Украине серьезных требований, а на невыполнение всех прочих закрывает глаза. Платят ли «упрощенцы» в Пенсионный фонд? Отменен ли 13%-ный импортный сбор? Выпущены ли казначейские облигации для населения?

Иными словами, впервые в истории МВФ «отгружает» деньги правительству просто так, как будто он превратился в госдеп и «втемную» финансирует боевиков-антикоммунистов где-нибудь в Сальвадоре.

Обычно МВФ пытался устраняться от отношений с правительством, которому предстоят выборы. Правительство, которое в 2007—2008 гг. не делало ничего для усиления страны ввиду предсказанных и предсказуемых испытаний, при котором уверенно снижался ВВП, должно было быть наказано в избирательных кабинках. Однако происходит нечто другое...

Во-вторых, если бы экономическая философия фонда (в силу воззрений и политики Обамы или нашествия в МВФ европейцев с их левацкими замашками) поменялась, то не происходил бы жестокий тренинг фондом Латвии, где масштабно кроят бюджет, снижают зарплаты и пенсии.

Получается, что теперь складывается ситуация «двойных стандартов наоборот»: заигравшаяся Латвия, член ЕС и НАТО, поставлена МВФ в условия, когда «жизнь по средствам» становится духом времени. А Украину, наоборот, заваливают деньгами (кстати, не только МВФ, но и международные грантодатели — в интернет-деревнях племени грантоедов царит небывалое оживление).

В-третьих, при таких вроде бы благоприятных обстоятельствах бюджетная отчетность, скажем так, стала весьма скудной. Правительство может спокойно разглагольствовать о «перевыполнении» тех или иных планов, поскольку их никто не видел...

Единственный раз, когда МВФ «отгрузил» астрономическую сумму чуть ли не за ночь, — это банковский кризис Турции, важнейшего американского союзника. Теперь нечто похожее происходит с Украиной.

Покупка президентских выборов

Расследование Михаила Шишлянникова («Американцы воюют рейтингами на нашем поле», «2000», №34 (473) 21—27.08.09) высветило направленность интереса к нашим выборам старшего советника Обамы Дэвида Аксельрода. Ввиду этого с очень высокой вероятностью можно предположить: США свой выбор сделали. Этот выбор — Юлия Тимошенко.

Учитывая ту роль, которую играет в новой администрации США ее симпатик Майкл Макфол (специальный помощник президента США по делам национальной безопасности и старший директор по делам России и Евразии в Совете Безопасности США), в этом нет ничего особенно удивительного.

На фоне одиозного Ющенко, самовзрывающегося Яценюка, «чужих» Западу Януковича (несмотря на все усилия последнего стать «своим») и Симоненко (таких усилий не предпринимающего) запутавшаяся в прошлом и будущем Юлия Владимировна и впрямь наиболее подходящий кандидат для госдепартамента США.

Только Украине этот кандидат уже обошелся недешево: семимильными шагами растет государственный долг, проводится травмирующая налоговую базу политика, просвета никакого (и это в то время, когда российское руководство уже осторожно заявило о возобновлении роста).

Что ж, как говорится, «она работает — они финансируют».

Кстати, финансируют не только «они», т. е. США, но и мы, обычные украинские налогоплательщики. Выкупаются проштрафившиеся по всем позициям банки — вроде бы неплохо, вкладчики спасены, не правда ли? Да только вот дутый банк, который лопнул, стоит меньше нуля. Вдруг «из ниоткуда» появляется «спаситель» — Тимошенко с деньгами. И жульническая конторка приобретает капитализацию...

Если деньги направляются на подобные нужды, при этом минуют Нацбанк, значит, их может вновь не хватить на оплату газовых счетов, не так ли? Да ладно, МВФ еще даст — ведь в своем поздравлении Барак Обама сказал, что Украину не оставит.

Гривня, пока суть да дело, девальвирует себе, уже превратив компенсации по вкладам в Сбербанке СССР из двухсот условных единиц в сто семнадцать. А если учесть инфляцию, рост цен на бензин, а также перекладывание на вынужденных клиентов газовой монополии проблем «Нафтогаза Украины», то компенсации становятся копеечными.

Любопытно, а не захотят ли США дополнительно профинансировать переход Украины на контрактную армию?

Наверное, посольству США стоит перечитать предвыборную программу БЮТ образца сентября-2007. А то ведь Юлия Владимировна пообещала уйти через два года, если не выполнит, как минимум, обещания по выплате компенсации по вкладам в Сбербанке СССР. Думается, в США такое бы не прошло (либо не обещай, либо выполняй), но ведь Украину и сами украинцы серьезно не воспринимают, иначе вряд ли голосовали бы за кандидата, обещающего заставить свиней летать... Разве что чувство юмора спасает.

Давайте кое-что уточним. То, что Тимошенко переманила на свою сторону МВФ (а значит, и США), заставив американцев оплачивать свою избирательную кампанию, делает ей честь как профессиональному политику. Впрочем, с позиций премьер-министра страны, с помощью которой можно не только грандиозно навредить России, но и доставить массу неприятностей европейской банковской системе, застрявшей по дороге на восток, — сделать это не так уж сложно.

Иной вопрос, что в конечном итоге весь этот спектакль проводится за наш счет.

Бессмысленная и беспощадная политика правительства и президента ведет нас в пропасть. И это отнюдь не трагический пафос — за все эти годы не проведено ни одного полезного преобразования. Богатые — богатеют, средние — разоряются, бедные — нищают. К примеру, потерявшие в Киеве работу вернулись было домой, в основном в западные области, но теперь народ вновь скапливается в столице, не найдя дома никакой работы. Границы прикрываются со всех сторон. Украина начала рубить тот последний сук, на котором сидит, — восточное направление.

А через МВФ Америка устраивает нам иллюзию стабильности, чтобы рейтинг Тимошенко до января не сошел на нет. Бюджет даже не собираются принимать: после президентских выборов — машут рукой политики. Ну и что, что падает гривня, ведь должно-де оживиться производство!

Нет — потому что мы теперь связаны правилами ВТО. И даже яблочный концентрат дешевле ввозить из Польши, чем ввозить туда, как было еще совсем недавно.

Но стоит ли так нервничать?

Задумайтесь: впервые в украинских президентских выборах участвует кандидат от такой вновь могущественной международной организации — Юлия Тимошенко.

Вот теперь и думай — может, Павел Лазаренко покупал в Калифорнии не только дворец Эдди Мерфи, но и какую-то студию в Голливуде? Слишком уж хорошая история.

Максим МИХАЙЛЕНКО, сайт: 2000.net.ua

Просмотров: 423 | Добавил: Хохол | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Поиск

Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz